Россия, г.Курган
ул. Ленина, д.5, 3 этаж, офис 305

Девятый Арбитражный апелляционный суд поддержал позицию ФАС РФ

18.08.2011

Минрегиону России и ФГУ ФЦЦС в очередной раз не удалось оспорить знаковое решение и предписание Федеральной антимонопольной службы от 4 мая 2010 г.

Напомним суть того решения и предписания:

1. Издание письма Минрегиона России от 10.11.2009 № 37322-СК/08 с рекомендацией применять программный комплекс «ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ» является нарушением антимонопольного законодательства.

ФАС России предписал Минрегиону отменить данное письмо.

2. Минрегион России не осуществлял контроль за деятельностью подведомственного ему учреждения ФГУ ФЦЦС. Неподконтрольная деятельность ФГУ ФЦЦС выразилась в распространении недостоверной информации о статусе придуманных им регистрационных карт, а также в иных попытках ограничить допуск к распространению и использованию сметно-нормативных баз федерального и территориального уровней.

Для исправления ситуации ФАС России предписал Минрегиону официально сообщить о том, что ФГУ ФЦЦС не обладает полномочиями по ведению Реестра сметных программ и изданию каких-либо документов, подтверждающих правомерность использования эталонных сметно-нормативных баз.

Минрегион России и ФГУ ФЦЦС оспорили данное решение и подали в арбитражный суд иск о его отмене. Ранее мы уже сообщали, что 4 апреля 2011 г. было объявлено решение Арбитражного суда города Москвы по иску Минрегиона России о признании недействительным решения и предписания ФАС России от 4 мая 2010 г. Решение было однозначным – в иске отказать.

ФГУ ФЦЦС вновь не согласилось с принятым судебным решением и обратилось по этому поводу с апелляционной жалобой. В результате 20 июля 2011 г. состоялось заседание Девятого арбитражного апелляционного суда, где было установлено, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, а решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

Полный текст постановления Девятого арбитражного апелляционного суда опубликован на сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации:

http://kad.arbitr.ru/?number=%D0%9040-70382%2F2010

В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда подтверждается ключевой вывод из решения ФАС России от 4 мая 2010 г. – программный комплекс «ГОССТРОЙСМЕТА-ЭКСПЕРТ» является одной из редакций программного комплекса «ГОССТРОЙСМЕТА». И рекомендации применять данный программный комплекс со стороны органов власти – как федеральных так и субъектов Российской Федерации – являются нарушением Закона о защите конкуренции.

А вот эта замечательная формулировка в постановлении могла бы стать девизом на все случаи жизни: «федеральные органы исполнительной власти обязаны не допускать злоупотреблений, запрещенных Законом о защите конкуренции при исполнении государственных функций и полномочий, возложенных на них в соответствии с действующим законодательством».

Разумеется, у Минрегиона России еще остается возможность оспорить вынесенное судебное решение в суде высшей инстанции. Но бесперспективность таких действий стала уже совершенно очевидной, поэтому вскоре после того как было объявлено постановление Девятого арбитражного апелляционного суда случилось долгожданное событие – Министерство регионального развития Российской Федерации наконец-то приступило к выполнению предписания Федеральной антимонопольной службы от 4 мая 2010 г.

Во-первых, издано письмо Минрегиона России от 28.07.2011 № 20149-АП/08 об отмене письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.11.2009 № 37322-СК/08. Это письмо опубликовано на сайте Минрегиона:

http://minregion.ru/activities/urban_development/smet_normy/1174.html

Таким образом, теперь можно с полным правом утверждать, что Минрегион России больше не рекомендует применять программный комплекс «ГОССТРОЙСМЕТА».

Второй пункт предписания (о контроле за деятельностью ФГУ ФЦЦС, статусе регистрационных карт и т.п.) тоже не остался без внимания. На этот раз уже не Минрегион, а само ФГУ ФЦЦС должно было каким-то образом отказаться от своих предыдущих категоричных утверждений и предложить новые формулировки, не выходящие за рамки законодательства.

Ну что ж, учреждение сделало это – как обычно, в своем неповторимом стиле… На свет появилось некое информационное сообщение – о статусе регистрационных карт и т.п. Оно опубликовано на сайте ФГУ ФЦЦС:

http://www.fgufccs.ru/po/info.php

По всей видимости, писали этот текст те же самые авторы, которые в последнее время регулярно радуют нас своим творчеством в сообщениях информационной службы ОПСС. В обоих случаях присутствуют безразмерные цитаты из различных официальных документов, неоднократные повторы, пустая болтовня в духе «За все хорошее против всего плохого» и минимум полезной информации по заявленной теме.

С большим трудом из нескольких страниц «информационного сообщения» можно извлечь два содержательных тезиса:

1. Не требуются какие-либо нормативно-правовые акты, регламентирующие сферу использования сметно-нормативной информации в составе программных продуктов сметных расчетов.

2. Практика сопровождения экземпляров программных продуктов сметных расчетов документами от разработчика сметно-нормативной информации не имеет специального законодательно закрепленного регулирования.

Ну как говорится, и на том спасибо :)

При этом ФГУ ФЦЦС не собирается отказываться от использования регистрационных карт и других своих изобретений – но теперь можно с полным правом воспринимать это как их внутреннее дело и не принимать во внимание.

Итак, на этом долгую тему разбирательств Федеральной антимонопольной службы с Минрегионом России и ФГУ ФЦЦС можно считать полностью закрытой. Хочется верить, что в дальнейшем не возникнет повода вновь возвращаться к данному вопросу.

Владимир Тюков
Руководитель головного учебного центра МГК «ГРАНД»

Примечание:

Решение и предписания ФАС России - скачать

Решение Арбитражного суда г. Москвы - скачать

Резолютивная часть Постановления Девятого Арбитражного апелляционного суда во вложении -скачать